Лодки российского производства, в нынешнее время изготовляются по наиболее близким технологиям к зарубежным, что сказывается на их качестве производства.
Для промышленников стали доступны высококачественные способы штамповки и заклепки металла, их обработка. Стоит выделить так же отличный внешний дизайн. Все это вывело наших производителей лодок, на конкурентоспособный уровень. В ценовом сегменте же в сравнении с заграничными образцами, значительно уступают в стоимости, а это значит, что они доступны для большего количества покупателей.
Преимущества алюминиевых лодок над другими:
- малый вес;
- надежность и прочность конструкции;
- не поддаются коррозии;
- практически не нужен уход, покраска;
- в случае повреждения (пробоины) легко ремонтируются;
Недостатки:
- для хранения необходимо много места, в сравнении с надувными лодками;
- для перевозки необходим прицеп или специальный багажник на крыше автомобиля.
Виды алюминиевых лодок:
- Стандартные;
- Складные;
- легкие (лодка масса, которой не превышает 40кг);
- гибрид надувной и алюминиевой лодки.
Бюджетные лодки
К не дорогим вариантам следует отнести бюджетные конструкции, цена которых составляет не больше 90 тыс. рублей. Как правило, это лодки, имеющие длину до 3,5 метров, способные перевозить по воде до 4-х человек. Их грузоподъемность составляет около 350-ти кг, и они годятся для рыбалки. Их вес равняется 70-ти кг, что заметно упрощает процесс транспортировки.
К подобным образцам следует отнести:
Модель «Вятка Профи 32»
Длиной 3200 мм и шириной 1400 мм. Величина грузоподъемности этой конструкции составляет 200-ти кг и рассчитана она на 2-х человек. Цена ее – 53,2 тыс. рублей.
Модель «Вятка вариант»
Стоимостью в 55,1 тыс. рублей. Вмещает 3 рыболова и имеет грузоподъемность в 350 кг, при длине ее 3200 мм и ширине – 1350 мм.
Модель «Малютка-Н»
Длиной 2600, 2900 и 3100 мм при ширине 1030 мм. Рассчитана на три рыболова и имеет грузоподъемность в 200 кг, 210 кг, 218 кг при цене 41 тыс., 42 тыс. и 44 тыс. рублей.
Модель «Романтика-Н»
Величина грузоподъемности которой 250 кг, 260 кг и 280 кг, что будет стоить 56 тыс. рублей, 57 тыс. рублей и 67 тыс. рублей. Она способна вместить до трех человек при оптимальной длине 2800 мм, 3000 мм, 3500 мм и ширине в 1120 мм.
Модель «Мста-Н»
Вмещает от 2-х до 4-х человек при следующих габаритах: длина – 3000 мм, 3500 мм и 3700 мм, ширина – 1350 мм. Оцениваются такие варианты следующим образом: 73 тыс. руб., 82 тыс. руб., 88 тыс. рублей.
Модель «Тактика 320»
Вместительностью 2 человека, длиной 3200 мм, шириной 1100 мм и стоимостью 59.4 тыс. рублей.
Модель «Тактика 270»
Рассчитана на 2 человека и стоит 35 тыс. рублей при ее длине в 2700 мм и ее ширине в 1000 мм.
Теория
Внимание! Не пропускайте теоретическую часть, иначе не очень хорошо поймете, что выбираете.
О технологии производства металлических лодок особенно распространяться нет смысла. Варятся или клепаются из уже готового листа.
Сварные лодки изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава АМГ5. Этот сплав обладает хорошей свариваемостью, устойчивостью к коррозии и пластичностью.
Клёпаные лодки изготовлены из дюралюминия, у которого отвратительная свариваемость (поэтому — клёпки), но отличная прочность.
Последнее свойство позволяет применять более тонкие по сравнению с АМГ5 листы, что значительно снижает вес корпуса лодки.
Однако дюралюминий неустойчив к коррозии. По этой причине он, в отличие от АМГ5, требует покраски.
Если вы представляете себе пластиковую лодку как большую мыльницу, отлитую из пластмассы, вы ошибаетесь.
Читать далее: Какие смеси для наливных полов выбрать – лучшие самовыравнивающиеся составы и советы по их выбору
Пластиковые лодки у нас в России (да и не только) в основном изготавливаются методом контактного формования.
Суть метода такова. Берется готовая оснастка, имеющая форму будущего изделия, в нашем случае лодки. Эта оснастка называется по-разному: форма, матрица, болван, фальшизделие. И вот на эту форму изнутри последовательно (по мере отвердевания) наносятся слои стеклоткани (или стекломата), пропитанные полиэфирными смолами с отвердителями. Это и есть контактное формование. После затвердевания получаем довольно прочный композитный материал – стеклопластик.
Далее изделие извлекается из формы (это называется расформовка) – корпус готов.
Стеклопластик со временем разрушается, если туда попадает вода. Солнце он тоже не очень любит. Нужно защитное покрытие. Поэтому, прежде чем класть слои стеклопластика, на форму наносится гелькоут. После расформовки он и будет внешней оболочкой изделия и защитным слоем стеклопластика.
Гелькоут в основном представляет собой смесь смолы и красителя. Цвет пластиковой лодки – это цвет красителя в гелькоуте.
Прочность и стойкость гелькоута к воздействиям внешних факторов – ключевые условия долгой и беспроблемной эксплуатации лодки из стеклопластика.
Твердость — свойство поверхности слоя материала оказывать сопротивление внедрению другого тела.
Абразивный износ – разрушение поверхности изделия частицами, способными его царапать.
Как можно понять при равных абразивных воздействиях, абразивному износу более подвержен тот материал, у которого твердость меньше.
Сильно ли поцарапает острый кусок гелькоута (т.е. застывшей смолы) лист АМГ5 или дюраля? А острый кусок дюраля или АМГ5 слабо ли поскребет по гелькоуту? Ответ очевиден и он явно не в пользу гелькоута/пластика. Нет у него достаточной твердости, по сравнению с металлом.
Именно поэтому даже мелкие камушки в песке на берегу, да и сам песок, не оказывая заметного воздействия на металлические корпуса, постепенно разрушают гелькоут пластиковой лодки.
Казалось бы, на этом можно поставить точку в споре о том, что лучше пластик или алюминий. Но не все здесь так просто.
У пластиковых лодок есть свои преимущества и свои недостатки. Ваше оценка отношения «плюсы/минусы» и будет ответом на вопрос нужна вам пластиковая лодка или нет.
Алюминиевые модели по средней стоимости
Цена таких моделей колеблется в пределах от 90 тыс. рублей и до 150 тыс. рублей. Это облегченные лодки, но уже модифицированные, с лучшим качеством и прочностью материала. Они имеют большие размеры и немалую величину грузоподъемности, с наличием приборов навигации и вероятностью установки мотора.
Например:
Модель «СПЭВ блик 40»
Стоимостью 150 тыс. рублей и вместительностью до 5-ти человек. Конструкция имеет длину 4000 мм, ширину 1600 мм и грузоподъемность до 400 кг.
Модель «Вятка-профи 40»
По цене 133 тыс. рублей и вместимостью 3 человека. Длина плавсредства 4000 мм, ширина 1400 мм и его величина грузоподъемности 300 кг.
Модель «Вятка-Профи 42»
Грузоподъемностью 400 кг и стоимостью 146 тыс. рублей. Длина разработки 4200 мм, ширина 1500 мм и способна вместить 4 человека.
Модель «Wyatboat-390M»
Оценивается в 105 тыс. рублей, при длине 3800 мм, ширине 1440 мм и грузоподъемностью 250 кг, что способствует вместимости 3-х человек.
На что смотреть при выборе?
Особое внимание обращайте на стоимость, так как она обычно складывается из 3-х важных пунктов:
- лодка или катер;
- мотор;
- прицеп.
Если вы приобретаете лодку для скоростного перемещения по воде, то одним из важных критериев выбора — мотор. Он делится на 2-х тактный (бюджетный, легкий, но с высоким расходом топлива) и 4-х тактный (большая стоимость, но меньший расход).
При выборе алюминиевого транспорта обращайте внимание на его массу, от этого зависит транспортировка и хранение лодки. При приобретении модели весом не более 50 кг и вместимостью 2 1 чел., транспорт перевозят на багажнике автомобиля. Для более тяжелого катера необходим прицеп и место для его хранения.
Читать далее: 5 лучших гироскутеров для детей
Дорогостоящие алюминиевые лодки
Это модели плавсредств с роскошным дизайном и оформлением, где качество и изящность находятся на одном уровне. Они характеризуются соответствующими размерами и грузоподъемностью. Здесь уют и удобство находятся на максимальной отметке. Как правило, их цена гораздо выше 150 тыс. рублей. Они того стоят.
Лодки «Николь-Классик» относятся именно к таким лодкам.
- Модель «Николь-Классик» по цене 270 тыс. рублей с такими габаритами: длина 6300 мм, ширина 2300 мм. Тоннажность лодки 450 кг. Она способна перевезти до 6-ти человек, с помощью мотора, мощностью от 90 до 140 л.с.
Не плохими могут оказаться и разработки фишлайн.
- Модель «Фишлайн 470» длиной 4700 мм и шириной 1720 мм. Лодка, грузоподъемностью 450 кг и вместимостью 5 человек.
Ее цена составляет 234 тыс. рублей.
- Модель «Фишлайн 570» длиной 5700 мм и шириной 2200 мм. За нее придется выложить 480-520 тыс. рублей. Этот «лимузин» вмещает 6 человек, при грузоподъемности 540 кг.
Недостатки стеклопластика
Абразивный износ
Как уже написано выше, пластик подвержен абразивному износу. Иными словами гелькоут просто стирается о песок берега. Особенно этому подвержен киль. Поэтому опытные владельцы пластиковых лодок наклеивают до середины днища защиту для киля – кильгард.
Ну, вот мы и подошли к проблеме №1 стеклопластика.
На сегодняшний день не известно ни одного материала гелькоута, который давал бы 100% защиту от воды.
Молекула воды очень маленькая. Это свойство позволяет воде проникать сквозь гелькоут в стеклопластик (ламинат). Напомню, что в производстве стеклопластика используются полиэфирные смолы. В любой полиэфирной смоле есть водорастворимые компоненты. Эти компоненты весьма гигроскопичны, т.е. притягивают воду.
Дальше — хуже. Образовавшийся кислый раствор разъедает окружающий пластик с образованием опять-таки водорастворимых веществ и кислот. Этот самодостаточный процесс будет продолжаться до полного разрушения стеклопластика или до прекращения поступления воды.
Часто приходится слышать выражение «осмос пластика». Если коротко, в данном случае осмос — это притяжение молекул воды к водорастворимым веществам полиэфирных смол. Т.е. здесь осмос является частью гидролиза.
Если приток воды через поры и трещины гелькоута будет превышать ее отток, на корпусе мы будем видеть такое явление как пузыри (см. фото). Эти пузыри — следствие гидролиза (и осмоса). Но как вы, наверное, уже поняли, если гелькоут будет успешно фильтровать как воду внутрь, так и образовавшуюся жидкость наружу, пузырей не будет. Несмотря на присутствующий под гелькоутом гидролиз и разрушение пластика.
Этим и объясняется отсутствие пузырей у старых пластиковых лодок. Лодка тяжелая как ледокол, под гелькоутом ламинат превратился в сплошной «кизяк», а вот сам гелькоут гладкий. Просто раньше гелькоут был хуже и успешно фильировал жидкость в обоих направлениях .
В наше время производитель старается делать гелькоут как можно герметичнее и лучше. Но часть воды, хоть и малая, сквозь него всё же фильтруется. А вот продуктам гидролиза наружу через хороший гелькоут уже хода нет. Вот вкратце механизм образования пузырей.
Кстати пузыри совсем не обязательно видны всем и каждому. В большинстве случаев вы их (из-за малого размера и непродолжительного периода существования) не заметите. Но вот эти микрополости под воздействием давления могут лопаться с образованием трещин в гелькоуте, которые невооруженным взглядом чаще не видны, но для молекулы Н2О являются широченными воротами. В них поступает вода, и гидролиз продолжается с большей скоростью, в более глубоких слоях.
Самым негативным последствием гидролиза является постепенное разрушение материала корпуса лодки. Особое коварство состоит в том, что трудно, не ободрав гелькоут определить масштабы гидролиза и объем повреждений.
Другое малорадостное следствие гидролиза ламината – размягчение смол и снижение их жесткости.
К сожалению, на данный момент нет точных данных скорости разрушения пластика под действием гидролиза.
Заметьте, это пишет американец, 25 лет занимающийся ремонтом пластиковых лодок. Что же тогда говорить об отечественных изделиях? Правда, по его словам, некоторые производители в конце прошлого века усовершенствовали технологии, что позволило снизить гидролиз и образование пузырей на гелькауте их изделий.
Но заметьте, что речь идёт об американских производителях, да и то не обо всех. Я, наверное, не скажу ничего нового, но в условиях именно нашей действительности доступная цена готовой лодки — один из ключевых конкурентных факторов. А хорошие технологии стоят денег, как впрочем, и качественные материалы.
Самые лучшие годы своего беззаботного детства я отдал парусному спорту. В конце каждой тренировки мы вытаскивали свои пластиковые «Кадеты», «Океи» и «Финны» на берег, на кильблоки. Новые швертботы тащить было легко даже нам, детям. А вот некоторые из корпусов постарше были значительно тяжелее.
Итак, весь пластик и хороший, и плохой в большей или меньшей степени «фильтрует» воду. Но это еще полбеды.
В условиях нашей зимы, при хранении на открытых площадках или в неотапливаемых помещениях, вода и жидкость, скопившиеся в стеклопластике, замерзая, механически разрушают его. В ламинате появляются трещины и полости. После спуска на воду там вновь будет вода, и гидролиз пойдет еще более интенсивно.
Проклятый гидролиз можно свести к минимуму, если каждую трещинку в гелькоуте оперативно замазывать. Т.е. по сути, после каждого выезда нужно поднимать лодку и осматривать ее. Иначе могут быть трещины и сколы, которых вы не заметите.
Можно ли всерьез говорить об этом? Много ли людей поднимает лодку каждую неделю для осмотра? Вот почему гидролиз на лодочном пластике – рядовое дело.
Есть еще один недостаток пластиковых лодок, но он не влияет на ходовые качества. Этот недостаток влияет лишь… на здоровье.
Рейтинг лучших алюминиевых лодок российского производства
Имеет смысл, остановится более подробно, на следующих разработках алюминиевых плавсредств.
Модель «Малютка-Н»
Эта разработка характеризуется не плохим балансом цена/качество, поэтому очень востребована. Стоимость лодки делает ее доступной для широкой категории людей. В зависимости от комплектации может стоить от 41 тыс. рублей до 44 тыс. рублей.
Основные технические данные:
- длина лодки – 2600 мм, 2900 мм и 3100 мм;
- ширина лодки – 1030 мм;
- высота бортов – 380 мм;
- водоизмещение – 0,257 т, 0,276 т, 0,301 т;
- вместительность – 2 ч;
- грузоподъемность – 200 кг, 210 кг и 218 кг;
- вес лодки без мотора – 18 кг, 20 кг и 22 кг;
- возможно применение движка, мощностью не больше 5 л.с.
Модель «Романтика-Н»
Выпускается тем же , но более модернизированная и разработана под более мощный двигатель.
Имеет следующие данные:
- оптимальная длина – 2800 мм, 3000 мм и 3500 мм;
- заявленная ширина – 1120 мм;
- высота бортов – 480 мм;
- водотоннаж – 0,296 т, 0,309 т, 0,356 т;
- может вместить от 2-х до 3-х человек;
- грузоподъемность – 250 кг, 260 кг и 280 кг;
- вес лодки без мотора – 28 кг, 30 кг и 35 кг;
- допускают установку мотора, мощностью 10 л.с и не более.
Модель «Мста-Н»
Достаточно известная модификация, с повышенной грузоподъемностью и увеличенными размерами.
Основные характеристики:
- длина модели – 3000 мм, 3500 мм и 3700 мм;
- ширина модели – 1350 мм;
- высота бортов – 550 мм;
- водотоннаж – 0,354 т, 0,405 т и 0,427 т;
- вмещает от 2-х до 4-х человек;
- грузоподъемностью – 300 кг, 320 кг и 330 кг;
- масса модели без двигателя – 40 кг, 45 кг и 47 кг;
- можно установить мотор около 15 л.с.
Модель «Вятка-Профи 40»
Данный вид лодки известный многим рыболовам.
Ее свойства:
- длина конструкции – 4000 мм;
- ширина – 1400 мм;
- высота бортов – 500 мм;
- водоизмещение – 0,354 т, 0, 405 т и 0,427 т;
- вмещает не больше 3-х человек;
- грузоподъемность – 300 кг;
- вес лодки без двигателя – 90 кг;
- возможен монтаж мотора на 20-25 л.с.
Модель «FishLine 570»
Это наиболее современная, но также и дорогая лодка.
Характеризуется такими показателями:
- длиной – в 5700 мм;
- шириной – в 2200 мм;
- высотой бортов 800 мм;
- осадкой 0,35 м;
- вместительностью около шести человек;
- грузоподъемностью в 550 кг;
- водоизмещением 0,9 т;
- возможна установка мотора в 50-115 л.с.
История применения алюминия в судостроении
Первый опыт использования легкого металла в судостроении засвидетельствован 1891 годом, когда швейцарская компания использовала алюминий при производстве восьмиместного катера Le Migron. В 1894 году шотландцы выпустили для Российской Империи торпедный катер «Сокол» с алюминиевым корпусом. Экономия в весе позволила нарастить скорость. «Сокол» достигал скорости 32 узла. В 1985 году на американской регате победил катер из алюминия. Слабыми местами алюминия на тот момент оказались небольшая коррозионная стойкость и высокая стоимость материала. Революционное решение пришло только в 1954 году, когда появился сплав 5083. Сплав оказался стойким к соленой воде, хорошо формовался и неплохо сваривался. В 1995 году французская компания зарегистрировала новый сплав 5383 с более высокой коррозионной стойкостью, увеличенной ударной вязкостью и увеличенным пределом текучести сварных конструкций. В самом конце 20-го века немцы зарегистрировали сплав Alustar (5059), который превосходит по многим параметрам французскую разработку.
Ремонт алюминиевых лодок
Алюминиевые лодки просты как в уходе, так и в починке. В случае получения пробоины, на нее достаточно наложить и закрепить заплату с помощью заклепок, применив при этом герметик. Подобный способ ремонта доступен для любого человека. Достаточно иметь желание. На заплату можно наварить с помощью сварки. Но тогда придется обратиться к специалистам, хотя ремонт может оказаться более качественным.
Токсичность пластика
Об этом не принято говорить, но любое изделие из стеклопластика с применением полиэфирных смол остается токсичным в течение длительного времени, если не в течение всего срока эксплуатации. 100% полимеризация происходит лишь теоретически. Добавьте к этому постоянную баню летом под тентами и/или в каютах/рубках пластиковых лодок, которая лишь усиливает выделение из пластика главного его токсичного компонента – стирола.
ПДК (предельно допустимая концентрация) стирола для воздуха составляет 0,002 мг/м³, порог ощущения запаха стирола — 0.07мг/м³. Это означает, что вы почувствуете запах стирола только тогда, когда он в 35 раз превысит ПДК! Вдумайтесь в эту цифру. А ведь этот только порог ощущения запаха. Во сколько раз превышена ПДК стирола в пахнущем пластиком воздухе, в 35 или в 200 раз вам нос не скажет.
При вдыхании в течение нескольких часов больших концентраций стирола можно получить острое отравление. При постоянном вдыхании стирола – хроническое. Начальные стадии хронического отравления обратимы, однако, даже после прекращения контакта с источником стирола, могут развиться неврозоподобные состояния, психопатия, снижение умственной работоспособности, изменения в системе кроветворения (поражение костного мозга).
В СССР к работе связанной с производством или применением стирола категорически не допускались женщины и лица моложе 18 лет.
Разумеется, всё перечисленное меньше касается качественных изделий из стеклопластика. Берите лодки проверенных, хорошо зарекомендовавших себя производителей. Это дороже, но стоит того. А каюты или полурубки должны иметь вентиляцию или возможность их проветривания во время длительного пребывания там людей, — особенно, учитывая вышеизложенное, детей и женщин.
Вот страху-то нагнал, верно? )))
Конечно, мы не так уж много времени проводим в лодках. Но свойства материала корпуса надо, конечно, знать и учитывать.
Костюмы для активного отдыха
Самый лучший костюм
Все, кто занимаются рыбалкой, охотой, полевыми действиями, рано или поздно захотят себе хороший, качественный костюм, который поможет им полностью выполнить все их потребности. Чтобы он полностью подходил им по размеру, по качеству, по цвету. И где найти такой костюм? Наш ответ: Gift Arsenal
Почему именно он? Данный костюм идеально подойдет для леса, рыбалки, охоты, он полностью водонепроницаемым, абсолютно защищен от ветра и грязи, и никто как он не будет сохранять ваше тепло. Это очень важные качества, когда человек в лесу по несколько часов, в его голове мысли только о сухости, тепле и комфорте, а данный костюм всё это предоставляет. Не отвлекайтесь от ваших дел с помощью костюма от Gift.Arsenal!
Плюсы
- водонепроницаемость;
- изоляция от ветра;
- сохранение тепла;
- вместительные 11 карманов;
- полный комфорт движений.
Вы можете получить скидку 50% и фонарь в подарок, если купите костюм прямо сейчас. Стоить это будет 2690 рублей.
Подведем итог
- Красивый внешний вид.
- Цена (в основном для отечественных лодок).
Недостатки
- Не пригоден для «жесткой» эксплуатации (каменистое дно, длительная стоянка «носом в берег» и т.д.).
- Внешнее покрытие корпуса (гелькоут) сильно подвержено абразивному износу.
- Требуется постоянный контроль целостности гелькоута и немедленный ремонт даже мелких его дефектов (трещин, сколов, пузырей).
- Даже в отсутствии повреждений, в корпусе в той или иной степени интенсивности происходит гидролиз, вызывающий разрушение стеклопластика.
- Набухание стеклопластика из-за процессов гидролиза существенно повышает вес лодки.
- Зимой хранить пластиковые лодки и катера желательно в отапливаемых помещениях.
- Стеклопластик на основе полиэфирных смол (материал практически всех пластиковых лодок серийного производства) токсичен.
Где купить?
Важные аксессуары при покупке лодки:
- комплект рулевого управления;
- ходовые и стояночные огни;
- трюмная помпа.
Дополнительные аксессуары:
- якорь и фалы;
- навигационное оборудование;
- музыка;
- держатели спиннингов;
- даунриггеры;
- фары-искатели;
- гидрокрылья и т.д.
Аксессуары для безопасности жизни и здоровья:
- спасательные жилеты;
- концы Александрова;
- черпаки и багры;
- фальшфейеры и ракеты бедствия.
Для оптимального хранения лодки в непогоду советуем приобрести тент. Дополнительный плюс приобретения — используется как чехол на лодку.
Сейчас существует много разных дополнительных аксессуаров на любой вкус и кошелек. Все зависит от пожеланий.
Многие утверждают:
- Эхолот — незаменимая вещь для рыбалки и водных прогулок. Отличный навигационный прибор. Определяет рыбные места, оценивает рельеф дна.
- Рулевые стойки значительно облегчат управление вашим алюминиевым средством.
- Якорно-швартовое оборудование поможет оставаться в выбранном месте, независимо от течения и ветра. Якорь неотъемлемая часть отличной рыбалки.
- Удобные сиденья и накладки на них обеспечат комфорт.
- Не забывайте и о безопасности. Приобретите спасательный жилет.
Выбирайте дополнительную комплектацию исходя из своих потребностей.
Магазинов, где легко приобрести алюминиевую лодку, немало. Выбор туристических и специализированных отделов огромен. На сайтах производителей представлен широкий выбор. Выбираете, оформляете заказ и вуаля — ваш заказ доставлен, без траты времени на поход в магазин. Пользуйтесь!