- 17 Ноября, 2018
- Снаряжение
- Андрей Райтер
Практичная и функциональная ткань на основе поливинилхлорида (ПВХ) сегодня находит применение в самых разных отраслях. Без нее не обходятся и плавательные средства. При этом может вызывать сложности на первый взгляд простой, но все же неоднозначный вопрос о том, как накачать лодку ПВХ? Данный процесс имеет целый ряд нюансов, без учета которых легко испортить материал.
Правила накачивания лодки без транца
Малогабаритные модели лодок ПВХ обычно имеют овальные надувные баллоны. В данном случае накачивать плавсредство следует в два этапа. На первом достаточно придать форму баллонам, а на втором – завершить процесс с применением дополнительных приспособлений, которые обеспечат правильное распределение воздуха. Для этого используют специальные рейки настила или комплектные вкладыши. Производится расстановка банок по соответствующим местам. Но как накачать лодку ПВХ, чтобы воздух правильно распределялся по отсекам (чашкам)? Контроль должен осуществляться через регулировку мембран, разделяющих отсеки. Пока надувается одна чашка, соседняя должна оставаться в спокойном положении. Если по ходу накачивания обнаруживается, что в месте расположения мембраны образуется впадина, значит произошло неравномерное распределение воздуха или баллоны лодки были перекачены.
Как накачать гребную лодку без транца
Маленькие надувные лодки, как правило, имеют баллоны овальной формы. Как накачать надувную лодку такого типа? Вначале её накачивают, чтобы придать ей форму, после того, как появится последняя – устанавливают рейки настила или (если имеется) надувной штатный вкладыш. Аккуратно проводится установка банок по своим местам. Если комплектация лодки предполагает, дополнительно устанавливают транец навесного типа. После этого показатели давления в баллонах увеличиваются до рекомендуемых производителем норм.
В процессе подготовки такого плавсредсва к спуску на воду очень важно контролировать целостность и правильность работы мембран, разделяющих баллоны на специальные отсеки — их называют чашками. Естественно, когда вы накачиваете один отсек, не должно травить наружу, и не должен надуваться другой отсек. Именно так, кстати, можно проверить во время первой накачки лодки, целы ли её мембраны. В случае если вы заметили, что в месте размещения мембран возникла небольшая впадина – баллоны накачены или слишком сильно, или неравномерно. В любом случае от впадины необходимо будет избавиться, возможно, даже путем снижения давления.
Последовательность накачивания U-образной лодки
В данном случае речь идет о надувных плавсредствах с U-образными баллонами, имеющими свои особенности с точки зрения техники надува. В какой последовательности накачивать лодку ПВХ такого типа? Начинается работа также с придания формы, как и в предыдущем случае. На днище выкладываются алюминиевые или фанерные пайолы, которые обычно поставляются в едином комплекте. Далее устанавливается и расправляется вставка высокого или низкого давления. После этого можно завершать выкладку пайола. Как советуют специалисты, это желательно делать ближе к корме и крепить приспособление фиксатором от транца. Завершается процесс установкой фрагментов в виде домика. Выставляются его вершины, после чего пайол полностью расправляется. Когда будет видно, что пайол, банки и эйрдек приняли оптимальное положение на своих местах, можно доводить давление подкачки до нормативных показателей. Но спешить с этим не стоит, иначе будет повышено напряжение и лодка примет неправильную форму.
Оптимальное давление плавсредства из ПВХ
Показатель давления накаченного воздуха является ключевым параметром рабочего состояния плавсредства из ПВХ. Средний уровень нормативного давления составляет 250-300 мБар. В этом диапазоне давлений лодка находится в готовности для динамических нагрузок, не представляющих угрозы для внутреннего перенапряжения. Разумеется, это касается в принципе приемлемых нагрузок для конкретного плавсредства. Также следует учитывать, какое давление должно быть в лодке ПВХ в разные температурные режимы. По диапазону от 250 до 300 мБар можно перемещаться, ориентируясь на конкретные климатические условия. При жаркой погоде на солнце поливинилхлорид сам по себе нагревается, что может стать поводом для снижения давления и до 200 мБар. Однако следует помнить о рисках критических пределов. Например, слишком низкое давление опасно потерей устойчивости плавсредства, утратившего свою жесткость. Что касается чрезмерно высокого давления, то в условиях того же палящего солнца и вовсе есть риск взрыва перекаченного баллона.
Чем и как накачать надувную лодку из резины и ПВХ?
Неотъемлемой частью надувного изделия является насос. Все насосы, которыми можно надувать это плавательное средство делятся на три типа.
Механические
работают с помощью физической силы человека. Их плюсами являются компактность и дешевизна, а минус – это то, что человек быстро устает, и, кроме этого, тратит много времени на подкачку. Такие насосы бывают двух видов: ручные и ножные.
Электрические
работают без применения физической силы и качают намного быстрее механических. При этом, работают от источника электрического тока с напряжением в 220 вольт. Существуют также насосы, для которых источником служит автомобильный аккумулятор, к которому можно подключиться через прикуриватель автомобиля либо непосредственно к клеммам аккумулятора напряжением 12 вольт. Преимущество насоса – скорость подкачки. Недостаток – не всегда есть в наличии источник для работы насоса и его дороговизна.2/
Аккумуляторные
работают от аккумулятора, который заряжается заранее. Скорость подкачки имеют такую же, как и электрические. Плюсы – это прежде всего, нет необходимости в наличии постоянного электропитания, отсутствие физической силы, имеет в своем составе механизмы автоматической остановки после получения необходимого давления в лодке. Минусы – очень часто необходима подкачка механическим насосом, многие модели имеют маленькую мощность вследствие чего не достигается необходимое давление, высокая стоимость, при этом не всегда в комплекте присутствует аккумулятор и подзарядка, что требует дополнительных средств для их приобретения.
Кроме этого, надувную лодку можно накачать, не имея в наличии ни одного из этих насосов, поэтому имея в арсенале надувное плавательное средство, необходимо знать и понимать, как накачать лодку правильно и быстро.
Например, процесс наполнение воздухом гребной лодки из резины состоит из следующих этапов, четкое выполнение которых даст понять сколько нужно надувать резиновую лодку:
- вначале необходимо по очереди накачать все отсеки до неполной формы (процесс накачки воздухом можно начинать с отсека с любой стороны), чтоб исключить разрыв лодки из-за повышенного давления;
- после необходимо пополнить их до состояния упругости, чтоб лодка приобрела четкие очертания (давление в первом отсеке уравновешивается с давлением второго отсека вследствие перемещения перегородки);
- нажатием пальца с усилием 10-12 кг на камеру определяется степень готовности лодки (при этом прогиб от нажатия не должен быть более 30 мм);
- днище наполняется только до приобретения формы.
В последнее время плавсредства из ПВХ стали более популярны (например, Fishman, Солар, Барк-290, Ракета, Ротан-380к, Seahawk 200 set, Jilong), чем резиновые, вследствие своих характеристик: меньший вес, больший коэффициент жесткости, большая грузоподъёмность, устойчивость к соленой воде, ультрафиолетовым лучам, проколам, поэтому вопрос, как накачать лодку ПВХ достаточно актуален.
Как выбрать манометр для лодки ПВХ?
Специально для лодок ПВХ выпускают проверочные, проходные и универсальные модели данного прибора. Первый вариант позволяет отслеживать состояние давления непосредственно в ходе эксплуатации. Проходные модели предназначены для использования при накачивании баллонов, позволяя контролировать их оптимальное наполнение воздухом. Самый же распространенный манометр для лодки ПВХ – универсальный, который удобно использовать и в ходе сборки-накачки плавсредства, и при движении по водной глади. В плане выбора производителей предпочтение стоит отдавать именитым брендам наподобие Intex и Bravo. От китайских дешевых манометров лучше отказаться изначально. Та же фирма Bravo предлагает качественные модели с переходниками под разные типы клапанов, что облегчает задачи пользователей. К наиболее популярным моделям можно отнести SP119 и SP125. Они предназначены специально для обслуживания лодок, отличаются компактными размерами и высокой точностью замера до 1000 мБар.
Чтобы привести плавсредство из ПВХ в рабочее состояние, необходимо правильно накачать его.
Например, наполнение воздухом гребной лодки из ПВХ состоит из следующих этапов:
- нужно открыть клапаны и проверить их состояние;
- вставить наконечник насоса и повернуть на 90 градусов;
- накачать баллоны воздухом, при этом, не допуская их переполнения, кроме килевого баллона (рабочее давление не должно быть более 0.25 атм. (для контроля используется манометр));
- с помощью ниппеля клапана, спустить баллоны на 2/3;
- во время накачивания баллонов вставить сидения;
- накачать баллоны в следующем порядке: правый, левый, носовой отсек и киль (давление в киле не должно превышать 0.5 атм., а в отсеках – 025 атм.);
- закрыть клапаны;
- вставить весла в специально отведенные места.
Как накачивать лодку ПВХ ножным насосом?
Теперь можно перейти непосредственно к процессу накачивания. Самым популярным инструментом для решения этой задачи является ножной насос. Залогом успеха будет правильный выбор данного устройства по литражу и конструкции. Оптимальная вместимость составляет 1,5-5 л, при этом будет нелишним предусмотреть наличие переходников для разных клапанов. К конструкции основные требования предъявляются в отношении материала изготовления – пластик удобнее в походных условиях, а нержавейка станет наилучшим выбором при домашней эксплуатации. В процессе накачивания особых сложностей нет. Главное – организовать надежную поверхность для насоса и корректно выполнить подключение. Сколько качать ПВХ-лодку? Это зависит от темпа работы, но в любом случае ориентироваться нужно на показатель манометра. Если же прибора для измерения давления нет, то контролировать пиковую точку надува придется «на глаз». Визуально оптимальное состояние надува баллона можно определить путем прогиба его поверхности. При надавливании пальцем ткань должна прогибаться не более чем на 1,5 см. Также можно проверить давление по звуку – легкий шлепок ладонью по тому же баллону должен сопровождаться характерным звонким откликом.
Электрические насосы
Электрический насос для лодки является самым удобным и функциональным решением. Для его использования необходим только источник питания. Здесь может быть два варианта.
Также электрические насосы разделяют по принципу действия на центробежные и поршневые
. Первые из них обеспечивают уровень давления до 200 мБар, а модели с поршневым принципом работы – до 800мБар.
Есть несколько простых правил, придерживаясь которых, можно будет приобрести модель, которая подойдет именно к имеющейся ПВХ лодке.
- Необходимо выбирать модели с наибольшей степенью защиты корпуса
. Это очень важно, если устройство будет эксплуатироваться в экстремальных условиях. - При выборе модели необходимо руководствоваться разумными принципами, не стоит выбирать то, что заведомом дешевле или дороже. Зачастую, вопрос зависит не от цены, а от параметров имеющегося ПВХ изделия. В случае с электрическим насосом необходимо учитывать, чтобы его производительность строго соответствовала параметрам лодки.
- Не стоит приобретать «ноунейм» модели, на которых нет даже названия производителя, а стоит только индекс. Лучше всего отдать предпочтение известным брендам
, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке. - Важно, чтобы у мембранного насоса преобладали металлические элементы
— это значительно продлит срок его службы. - Значительным преимуществом станет наличие у насоса датчика давления, а также регулятора.
Накачивание лодки с применением электронасоса
Альтернативное средство для надува лодки, которое выполняет операцию всего за 2-3 мин, чем и завоевало огромную популярность среди рыболовов. От пользователя особых усилий вовсе не требуется – достаточно подключить аппарат к автомобильному прикуривателю на 12 вольт и соединить с клапаном лодки. Далее, установив подходящий режим, остается запустить процесс и ожидать результата. Но как накачать лодку ПВХ электронасосом до нужного уровня давления без прямого контроля? Чтобы не приходилось оценивать ход процесса «на глаз», исключая опасность перекачивания, следует приобретать модель насоса с функцией накачки до конкретного уровня давления. В нужный момент встроенный манометр даст команду на остановку. Более того, для страховки можно с установленной нормы давления сбавить 10-15%, оставив их на докачку ножным насосом.
Ошибки при накачивании лодки из ПВХ
Существует немало типовых ситуаций, в которых неопытные владельцы надувных плавсредств допускают серьезные ошибки. К таковым можно отнести следующие:
- Применение баллонов со сжатым воздухом. Использовать можно только ручные или электрические насосы для лодки с подходящими характеристиками.
- Относительно нормативной величины показатель давления не должен отклоняться на 10%.
- Применение лодки с открытым клапаном. Возникает прямая угроза засорения.
- Использование для надувания газа из выхлопной трубы автомобиля. Прямой контакт ткани ПВХ с подобными агрессивными средами ведет к разрушению структуры материала.
Рейтинг насосов
Чтобы выбрать качественный электрический насос для лодок ПВХ, рекомендуется ознакомиться с наиболее востребованными моделями на сегодняшний день:
Это стандартное малогабаритное устройство со съемным аккумулятором 12 В, с производительностью 150 л/мин. Время закачки надувной лодки длиной 3,5 м составляет 20 мин. Преимуществом насоса является встроенный датчик давления. Минусы: высокий показатель шума, высокая стоимость прибора – 4 000 руб.
Модель высокого давления, отличаются достаточной производительностью 1000 л/мин, бесшумной работой. Компрессор способен заполнить отсеки 4 – метрового плавсредства за 4 минуты. Агрегат может получать питание, как от электрической сети, так и от выносного аккумулятора. Прибор имеет реверс и РД. Цена вполне оправдывается качеством – 10000 руб.
Это стандартная двухсекционная модель, оснащенная регулятором давления, съемным аккумулятором, реверсом. Преимущества электрического насоса: незначительный вес (1,5 кг), специальный чехол для хранения. Достаточно хорошая производительность прибора позволяет накачивать плавсредство длиной 3,8 м за 4 минуты, 7,5 м за 15 минут. Мощность в 800 мбар больше предназначена для больших водных средств с надувным днищем. Цена изделия 12000 руб.
Электроприбор идеально подходит для любительской рыбной ловли. Его рабочие характеристики: производительность в 450 л/минуту, регулятор давления до 300 мбар, автономная работа съемного аккумулятора составляет 15 минут. Цена 7500 руб.
Насос от китайского производителя, достойно справляется с поставленными задачами закачки и выпуска воздуха, отличается мощностью в 195 Вт, производительностью в 750 л/мин. Отличное соотношение цены и качества. Цена модели 4000 руб.