Применение надувных лодок обретает большую популярность среди пользователей. Однако очень часто возникает необходимость усовершенствования надувного изделия.
Многие пользователи устанавливают киль, что повышает устойчивость судну и позволяет большего комфорта во время передвижения. Каждый рыболов может сделать киль своими руками, для этого достаточно просто соблюдать правила и рекомендации по изготовлению.
Зачем нужен киль для надувной лодки
Не все лодки ПВХ снабжаются килем — он нужен лодке, имеющей подвесной мотор. Это приспособление выполняет такие функции:
- обеспечивает устойчивость судна;
- предотвращает отрыв носовой части от поверхности воды при движении с работающим мотором.
Если днище имеет форму киля, то обеспечивается повышенная курсовая устойчивость и судно быстрее выходит на глиссование.
Управляемость судном улучшается, плавсредство перестает раскачиваться в стороны при быстром движении или при наличии волн. В резиновой конструкции киль играет роль рыбьего плавника, он стабилизирует движение на большой скорости и упрощает повороты, оказывает сопротивление боковому скольжению. Лодочный киль легче гасит встречный поток воды, чем плоское днище.
Резиновая надувная лодка не будет подпрыгивать, движение плавсредства будет комфортным и безопасным. Надувные лодки из ПВХ с килем изготавливают из 5-слойной ткани ПВХ, имеющей высокую прочность. Такая защита киля предназначена для повышения устойчивочти к повреждениям камышами или рыболовным крючком. При глиссировании судно легко скользит по воде.
Данное приспособление используют для изделий с мотором до 30 л.с.
Достоинства
Преимущества лодок ПВХ с килем:
- улучшаются ходовые параметры судна;
- не чувствуется раскачивания из стороны в сторону при движении на высокой скорости;
- не будет бокового смещения при повороте на большой скорости;
- не ощущается тряска и удары волн;
- сплошной настил под ногами создает удобство перемещения по судну;
- повышается комфорт использования судна.
Недостатки
Недостатками являются:
- Киль в ПВХ лодках надувной, что снижает прочность.
- Из-за слабости дна нужен твердый настил палубы, который обеспечит упор.
- Судно станет более устойчивым, только если дно будет жестким.
- Сложность конструкции и повышение веса и объема судна в собранном виде, что затрудняет транспортировку и хранение.
- Более высокая цена.
- Потребность в мощном моторе для лучшего глиссирования.
Усиление конструкции лодки
Тюнинг должен начинаться с укрепления поверхности дна. Несмотря на то, что производители уделяют материалам для днища повышенное внимание, со временем оно изнашивается. Активно используя плавательное средство или неосторожно наскочив на камни, можно сильно повредить дно.
Помочь в данной ситуации может наклеивание профиля, изготовленного на основе ПВХ. Однако при усовершенствовании поверхности дна стоит помнить, что профиль увеличит массу судна. Максимально укреплять днище рекомендуется только в случаях постоянного использования плавательного средства на быстрых реках с каменистым дном. Если же ловля производится на тихом водоёме, то укрепление поверхности дна можно сделать минимальным.
Что может потребоваться для укрепления днища:
- ПВХ мембрана или соответствующий профиль;
- клеевая основа ПВХ «Виникол» или «Уран».
При желании можно сделать укрепление с помощью мембраны без использования клеевой основы.
Пошаговый процесс:
- Поверхность плавательного средства отмывается от песка.
- Обезжириваем чистую поверхность.
- Сняв клапан, отсоединяем транцевые колёса.
- На плавательном средстве (надутом) раскладывается бумага и вырезается 2 лекала, согласно размерам поверхности дна (область между расположением баллонов и килем).
- Согласно полученным лекалам, аккуратно выкраиваем элементы из мембраны. Масса одной детали обыкновенно немного меньше 2 кг, а толщина превышает 1,5 см.
- Вырезанный материал раскладывается на открытом месте, куда попадают солнечные лучи до момента полного принятия желаемой формы изделия.
- Включив фен, прогреваем все детали и выдавливаем при этом воздух с помощью валика.
- Очень хорошо прорабатываем крайние области. Склеивание материалов производится посредством разогревания мембранного материала от воздействия высокого температурного режима.
- Профиль ПВХ наклеиваем на киль с двух сторон. Это позволит предохранить кильсон.
- Укрепление лодки производится также по баллонам (на четверть их длины).
- При желании можно укрепить лодку и по транцу (он покрыт лишь слоем днищевой тканой основы).
Купить надувной киль или сделать самостоятельно
К тюнингу лодки прибегают в том случае, когда хотят сделать доработку судна. Усовершенствование конструкции лодки ПВХ или отдельных ее элементов стоит немалых средств. Причины модернизации судна могут быть разными, например, ее несовершенный внешний вид. Часто рыболовы покупают недорогие конструкции, с тем, чтобы потом их переделать, так как тюнинг можно выполнять постепенно, что не потребует сразу больших финансовых затрат.
При тюнинге лодки из ПВХ нужно устанавливать только полезные элементы, которые улучшат характеристики судна. Многие детали можно докупить потом и установить на плавсредство. Не обязательно самому изготавливать эти компоненты, так как это может отнять много времени. Но если хозяин судна хорошо разбирается в технике, может сам изготовить необходимые детали, это позволит сэкономить немалые средства.
Якорь для лодки
Существует большое количество моделей якорей для плавательных средств. Большинство рыбаков в качестве якоря часто применяют любое железное приспособление подходящее по массе. Некоторые рыбаки предпочитают покупать модели разборного типа.
Подбирая якорь следует учитывать определённые требования:
- Масса должна быть не меньше 5-6 кг (в зависимости от силы порывов ветра и скорости течения, также большое влияние имеет парусность судна);
- Возможность осуществления поднятия и спуска с места произведения управления плавательным средством. Лодки, длина которых достигает 4 метров, подлежат оборудованию якорным рымом и роликом (по желанию). Это обеспечит сохранность шнура в участках трения о металл.
Окончательная заделка стыков листов днищевой и бортовой обшивок
После того как клей просох, нужно будет проложить по внутренней стороне стыка листов бортовой и днищевой обшивок две парусиновые полосы, тщательно пропитанные эпоксидным клеем. С внешней стороны шов нужно усилить мелкой паклей, забитой широкой плоской отверткой между гранями обшивочных листов. Перед этим важно не забыть промазать внутренность шва эпоксидным клеем и уже потом быстро протолкнуть туда уплотнительный материал.
Когда все соединительные швы тщательно просохнут, можно приступать к грунтовке поверхностей. Она выполняется кистью и шпателем. Перед операцией корпус нужно перевернуть килем вверх. Выступающие головки шурупов и болтов, стыки обшивочных листов и другие выступающие элементы конструкции тщательно промазываются двумя-тремя слоями грунтовки. Оптимальным вариантом грунтовки станет разогретая до кипения олифа. Несколько слоев обеспечат должное качество покрытия. Два-три слоя краски обеспечат хорошее качество покрытия внешней поверхности корпуса и помогут сделать деревянную лодку более долговечной.
Сравнение днищ
По своей сути НДНД представляет собой матрас, который способствует повышению комфорта, снижает массу лодки и служит дополнительным отсеком плавучести. Однако его форма приводит к ухудшению ходовых качеств.
Конструкция лодок с НДВД имеет существенные отличия от НДНД и аналогична жесткому пайола. Такое дно имеет высокую прочность и не способно продавливаться под массой человека. Это пневмосудно отличается простотой сборки и разборки, обладает достаточно высокими ходовыми качествами и жесткостью. К недостаткам этих плавсредств относят постепенный износ их верхней части от абразивного воздействия, что приводит к образованию микротрещин и утечке воздуха. Такая конструкция плохо приспособлена к ремонтному восстановлению и очень чувствительная к воздействию пониженных температур, которая приводит к снижению жесткости.
Килевые лодки со вставным дном менее популярны, так как они более имеют узкую направленность по сравнению с универсальными моделями со встроенным днищем. Это обуславливает большую популярность лодок этого вида.
КИЛЬ и СЛАНЬ (пол) на плоскодонную лодку (ПВХ / Резиновая)
Самоделки – КИЛЬ и СЛАНЬ (пол) на плоскодонную лодку (ПВХ / Резиновая)
Данная конструкция (с фото) мною было сконструировано благодаря имеющейся резиновой лодкой ОМЕГА-2, а также идеально подходит к лодке из ПВХ (типа БАРК) с жестким – вклеенным транцем.
ЦЕЛЬ: Компактность – Практичность – Легкость.
Компактность: Весь комплект плавсрецтво + мотор + снасти и т.д. с легкостью помещаются в багажник автомобиля Sens .
Практичность: Лодку на воде не крутит, плавсрецтво устойчиво на водоеме, отлично удерживает направление при использовании мотора, а при ветре и волне значительно-ощутимая управляемость и маневренность.
Легкость: Весь использованный материал прочный, легкий, а так же бюджетный.
Изготавливаем:
Для КИЛЯ берем пластиковый четырехгранный профиль ( использывается при сборке окон и подоконника ) Д = 2,0м. (см. фото №1-2); натягиваем два поролоновых рукава Д = 2,2/2,5 м. (используются для утепления труб ( см. фото №3); Обматываем упаковочной пленкой в два шара (в точках крепления киля – можно дополнительно обмотать широким скотчем). Киль не намокает, не токсичен, сонцеустойчив прим.: ( можно разрезать пополам и при сборке во внутрь четырехгранника вставить пластиковую трубку Д = 1,0м. (по 50 см. в каждую часть)).
СЛАНЬ (пол) изготавливаем из 3-х (можно 4-х) частей не намокающей фанеры толщиной до 9,5 мм. ( см. фото №4); Ширина всех частей слани – это расстояние между склеенных частей рез/дна и баллонов вашей лодки( см. фото №5), Длинна внутренних 2-х частей Д = 50 см., наружных 2-х частей Д = 40 см.. Соединяются все части через отверстия пластиковыми затягивающимися хомутами ( см. фото №6).
Сборка:
а) разложить слань; б) привязать киль, в) уложить на дно лодки краями под баллоны ( см. фото №7).
а-а) В лодке из ПВХ (типа БАРК) с жестким – вклеенным транцем к стенке внутри транца, горизонтально резинового пола на расстоянии 3 см. прикручивается планка-брусочек ( 4 Х 4 см. Д = 50 см.). Под планку закладываем заднюю часть слани.
P . S . Приятного отдыха с рыбалкой. со m
КИЛЬ на плоскодонную лодку (ПВХ / Резиновая)
Данная конструкция (смотрим фотосесию) мною была сконструирована изначально под резиновую лодку ОМЕГА-2, ну а теперь также идеально подходит к лодке из ПВХ (типа БАРК, СПОРТЕХ) с жестким – вклеенным транцем.
ЦЕЛЬ: Компактность – Практичность – Легкость.
Компактность: Весь комплект плавсрецтво + мотор + снасти и т.д. с легкостью помещаются в авто Sens.
Практичность: Лодку на воде не крутит, плавсрецтво устойчиво на водоеме, отлично удерживает направление при использовании мотора, а при ветре и волне значительно-ощутимая управляемость и маневренность.
Легкость: Весь использованный материал прочный, легкий, а так же бюджетный.
Изготавливаем:
Для КИЛЯ берем пластиковый четырехгранный профиль ( использывается при сборке окон и подоконника ) Д = 2,0м. для ПВХ Д=1,10 м. (см. фото №1-2); натягиваем два поролоновых рукава Д = 2,2/2,5 м. для ПВХ Д=1,15/1,20 м. (используются для утепления труб ( см. фото №3); Обматываем упаковочной пленкой в два шара (в точках крепления киля – можно дополнительно обмотать широким скотчем). Киль не намокает, не токсичен, сонцеустойчив прим.: ( можно разрезать пополам и при сборке во внутрь четырехгранника вставить пластиковую трубку Д = 1,0м. (по 50 см. в каждую часть)).
СЛАНЬ (пол) изготавливаем из 3-4х (для ПВХ вего 1 в кормовую часть) частей не намокающей фанеры толщиной до 9,5 мм. ( см. фото №4); Ширина всех частей слани – это расстояние между склеенных частей рез/дна и баллонов вашей лодки( см. фото №5), Длинна внутренних 2-х частей Д = 50 см., наружных 2-х частей Д = 40 см.. Соединяются все части через отверстия пластиковыми затягивающимися хомутами ( см. фото №6).
Сборка до накачивания лодки:
а) разложить слань; б) привязать киль, в) уложить на дно лодки краями под баллоны ( см. фото ).
Обшивка днища деревянной лодки своими руками
После прочного соединения всех элементов каркаса лодки в одну прочную, жесткую конструкцию наступает время крепить внешнюю обшивку корпуса. Материалом для нее может стать как толстая водостойкая фанера, так и доски, соединенные вгладь или внакрой (клинкерная обшивка). Чаще всего народные мастера применяют фанеру, ведь работа с обшивочными досками требует не только хороших практических навыков, но и специальных инструментов.
Для начала нужно вырезать из толстой влагостойкой фанеры лист днищевой обшивки. Делать это нужно, сняв размеры с чертежа и ориентируясь на ширину нижней части шпангоутов, которая уменьшается от средней части корпуса к носу и корме. Предварительно рекомендуется сделать картонный шаблон-выкройку «по месту», который покажет фактическое расположение линий шпангоутов. Шаблон накладывается на лист фанеры, после чего шилом отмечаются места будущих сквозных отверстий для крепления болтов.
Дрелью просверливаются отверстия в днище и нижних частях шпангоутов, затем лист днища прикладывается к перевернутому вверх килем каркасу. После этого днище крепится двумя-тремя сквозными болтами, туго затянутыми на гайки. Под последние обязательно следует продевать широкие в диаметре шайбы – чем шире, тем лучше. Места фиксации пропитываются эпоксидным клеем.
Обшивка днища лодки готова. Построить своими руками лодку вполне реально!
Изготовление из пластиковой трубы
Для плоскодонных моделей киль лучше делать из пластикового профиля. Плюсы такого устройства – доступная цена, прочность и легкость.
Процесс изготовления выглядит так:
- используется пластиковая труба четырехгранной формы;
- на нее натягивается два пенополиуретановых рукава, применяющихся для теплоизоляции труб;
- сверху приспособление в несколько слоев обматывается термоусадочной пленкой, а в местах крепежа киля – широким скотчем;
- затем деталь разрезается пополам, а при фиксации в ее середину вставляется патрубок из ПВХ размером 0,5 м.
Другой вариант предусматривает использование пластикового профиля длиной 2 м и диаметром 5 см и двух уголков из этого же материала. Длина обрезанной трубы должна быть на 6 см короче длины лодки. На ее краях крепятся резиновые уплотнители, уголки фиксируются шурупами.
Исходя из диаметров профиля, в днище необходимо сделать 2 отверстия. Устанавливать профиль нужно по центру, концы трубы поместить в них, после чего закрепить саморезами. Важно, чтобы конструкция проходила четко по средней линии лодки. Завершив работы, обязательно нужно проверить все соединения на прочность.
Также не помешает надуть лодку и посмотреть, насколько она устойчиво держится на воде. Аналогично другим суднам с килем в плоскодонке используется мотор мощностью не выше 30 л. с.
О том, как сделать киль на лодку своими руками, смотрите в следующем видео.