Всё еще спорите, какой лодочный мотор лучше? Узнайте, как быстро уметь отличать двухтактный лодочный мотор от четырехтактного. 5 простых и практичных советов помогут зрительно определить, сколько рабочих тактов поршня имеет та или иная модель мотора.
В рыночной экономике, когда можно красиво преподнести и продать практически любой товар, жизненно важно уметь разбираться в желанных приобретениях. Это полезно не только в быту, когда встречаешь коллегу по водному увлечению на моторной лодке, но и необходимо, отправляясь в магазин водомоторики в поисках нового лодочного мотора. Если в первом случае, не так критично оказаться некомпетентным в глазах рыбака, то во втором – некомпетентность в вопросе различий 2-х тактного лодочного мотора от 4-х тактного будет весомой. И даже если критерии выбора подвесного двигателя будут сугубо конкретными относительно рамок запланированного бюджета, то знания, как быстро отличить двухтактный лодочный мотор от четырехтактного, останутся с судовладельцем на всю жизнь.
Преимущества и недостатки двухтактных моторов
Основные плюсы двухтактных движков таковы:
- малый вес, компактность;
- простое обслуживание — детали на такие двигатели продаются в российских магазинах и стоят недорого;
- надежность конструкции — благодаря этому при использовании мотора не возникает неполадок;
- невысокая цена;
- обеспечение большой скорости перемещения лодки.
При продолжительной эксплуатации двухтактного двигателя лодки можно выявить такие недостатки:
- высокие затраты горючего;
- шум при эксплуатации;
- небольшой эксплуатационный период.
Габариты и вес мотора
При одинаковой мощности, двухактный мотор имеет более компактные размеры и меньший вес. Этот показатель важен в следующих случаях:
• лодку приходится транспортировать до водоема;
• при эксплуатации лодки требуется все время снимать и заново устанавливать мотор;
• лодка короткая или надувная, и тяжелый мотор создает дополнительную нагрузку.
Если ваша лодка с твердым корпусом и постоянно храниться возле воды, то не имеет особого значения, какого веса у вас мотор. Если же свою надувную лодку вам приходиться транспортировать на личном автотранспорте до водоема и постоянно устанавливать мотор, то ясно, что предпочтение стоит отдавать более легкой модели.
Сравнение двух типов движков
Рассмотрим критерии, по которым нужно проводить сравнение между двух- и четырехтактными движками.
Габариты, объем
Эти параметры моторной части двухтактного агрегата меньше, чем у аналогичного по мощностным показателям четырехтактного мотора. Иначе говоря, двухтактные ДВС имеют больше мощности, если пересчитывать на 1 л объема.
Обусловлено это тем, что мощностные показатели двухтактника при одинаковых габаритах цилиндра и частоте вращения коленвала теоретически в 2 раза выше параметров четырехтактника благодаря увеличенному количеству рабочих циклов.
При этом поршневой ход применяется для расширения не полностью, цилиндр хуже очищается от оставшихся газов. Расход продуцируемой мощности на продувание приводит к тому, что мощностные показатели реально увеличиваются лишь на 60−70 процентов.
Кроме того, имеет значение и то, что у двухтактников отсутствуют громоздкие смазочные и газораспределяющие системы. Габариты и объем нижней части ДВС у обоих видов движков примерно одинаковые.
Масса агрегата
Если двухтактник весит 35 кг, то четырехтактник с такой же мощностью будет иметь вес около 49 кг. Может показаться, что 49 кг — небольшая масса.
Однако нужно учитывать, что она распределяется неравномерным образом. Приблизительно 80 процентов веса приходится на голову (сам движок), а 20 — на ногу. Необходимо учесть и то, что у четырехтактников голова имеет более крупные габариты.
Все эти факторы, сочетаемые с наличием только 1 рукояти для транспортировки, делают процедуру перемещения движка достаточно сложной в реализации.
Стоимость мотора
Четырехтактные моторы производятся по более сложным технологиям, включают в себя больше запчастей, потому всегда стоят больше, чем двухтактники.
Перевозка движка
Двухтактные моторы возможно перевозить в любом положении. Четырехтактные ДВС необходимо размещать в положении стоя либо на боку.
Реакция на ручку газа
Данный критерий весьма относителен. Обыкновенно разница практически незаметна. Однако в четырехтактных агрегатах для выполнения рабочего цикла поршню нужно совершить 2 полных оборота, в двухтактных — 1. Соответственно, двухтактные агрегаты лучше реагируют на ручку газа.
Затраты горючего
Приблизительные затраты горючего возможно определить так: 300 г на 1 л. с. в час (для двухтактных ДВС), 200 г на 1 л. с. в час (для четырехтактных ДВС). Повышенные затраты топлива обусловлены тем, что цикл выпуска отработавших газов и впрыска свежего горючего у двухтактных моторов совмещены.
Следовательно, свежее горючее частично выбрасывается вместе с отработавшими газами в выхлоп. Это влияет и на экологию, так как часть топлива, перемешанного с масляной жидкостью, попросту сливается в водоем. По этой причине двухтактные двигатели запрещается использовать в Соединенных Штатах Америки, Евросоюзе.
Шумность двигателя
На максимально возможных оборотах двухтактные агрегаты, как правило, издают немного больше шума, чем четырехтактники.
Уровень вибрации
Четырехтактные агрегаты не создают много вибраций на небольших оборотах. Это относится только к тем моторам, которые включают в себя 2 цилиндра. ДВС с 1 цилиндром создают одинаковые вибрации, вне зависимости от числа тактов.
Экологичность оборудования
Четырехтактники создают меньше дыма, чем двухтактные ДВС. Дым продуцируется, по большей части, из-за прогорания масляной жидкости, которая заливается прямо в топливо у двухтактников.
Количество образуемого дыма — весьма значимый критерий, в особенности для тех, кто предпочитает рыбачить троллингом. Дым может создать неудобства для рыбака, если на водоеме тихо и безветренно.
Эксплуатационный период
Это достаточно спорный пункт. Считается, что двухтактные движки имеют меньший период эксплуатации.
Теоретически, это вполне объяснимо, ведь масляная жидкость для смазывания деталей движка поступает вместе с топливом, соответственно, работает не так эффективно, как в случае с четырехтактными, где соприкасающиеся запчасти буквально плавают в смазке. Однако четырехтактный агрегат конструктивно устроен более сложно, включает в себя больше запчастей, чем двухтактник.
Двухтактный или четырехтактный ПЛМ? Какой лодочный мотор выбрать?
В преддверии открытия сезона многие рыбаки озадачены приобретение лодки с мотором, в связи с чем перед ними остро встает вопрос выбора не только лодки, но и мотора к ней. Наиболее популярными и доступными на сегодняшний день являются двухтактные и четырехтактные двигатели. На многочисленных форумах ведутся бесконечные обсуждения, а после беседы с консультантом чаще всего возникает еще больше вопросов и сомнений. В нашей статье мы постарались свести воедино всю актуальную информацию, которая, мы надеемся, поможет Вам сделать выбор.
Оба вида моторов имеют свои преимущества и недостатки, но заострять внимание на каждом не имеет смысла. Мы пройдемся по основным критериям выбора.
Самым очевидным критерием является стоимость лодочного мотора. Тут лидерство на протяжении многих лет прочно удерживают двухтактные моторы. Более выгодная цена объясняется простотой его конструкции в сравнении с четырехтактным двигателем и примитивностью дизайна. В четырехтактном двигателе гораздо больше деталей, но в то же время и дизайн более современный и приятный глазу. Но если говорить о весе, то двухтактный двигатель куда легче четырёхтактного, опять же в силу простоты своего устройства, а значит и транспортировать его будет проще.
Из простоты конструкции вытекает еще одно немаловажное преимущество двухтактника — экономичность в обслуживании. В силу меньшего количества комплектующих деталей количество поломок также будет уменьшаться, а значит и на ремонтные работы расходы будут меньше.
И если уж мы говорим об экономии, то недопустимо не осветить момент расхода топлива. Тут четырехтактные двигатели безоговорочно выигрывают в среднем на 20% при мощности двигателя в 50 лошадиных сил, а больше среднестатистическому покупателю и не нужно. Но это при первом приближении, а если вдуматься, то вырисовывается интересная картина. Для того, чтобы «отбить» разницу в стоимости, которая будет составлять от 50 000,00 руб., вам соответственно нужно будет за сезон намотать около 500 м/часов, что маловероятно. При такой интенсивной эксплуатации сразу возрастают риски поломок, и растет частота прохождений сервисного обслуживания, что также увеличивает Ваши расходы.
Далее рассмотрим такой немаловажный аспект для рыбаков как шум мотора. Много консультанты в специализированных магазинах делают основной упор на малой шумности четырехтактного мотора в сравнении с двухтактным. Но низкий уровень шума весьма относителен, потому что при работе двигателя на более чем 4 000 об/мин разница нивелируется, ощутимая разница заметна лишь при работе на 1 000 – 1 200 об/мин.
На первый взгляд выбор очевиден, но все таки нужно учитывать специфику условий использования лодки. Если лодка Вам нужна для того, чтобы в летний день добраться до места отдыха пару раз в месяц – выбор очевиден. Не стоит переплачивать за четырехтактный мотор, двухтактник будет оптимальным выбором по соотношению цены, качества и предлагаемым характеристикам. В случае же, если вы планируете практически ежедневное многочасовое использование – например, при пассажирских грузоперевозках или определенных видах рыбалки, то выбор в пользу четырехтактного двигателя будет оптимален. Надеемся, наш краткий обзор поможет Вам сделать самостоятельный и обдуманный выбор.
Критерии выбора
Выбирать движок нужно, учитывая, прежде всего, допустимые характеристики лодки и условия, в которых она будет использоваться. Обычно судна применяют для рыбной ловли, прогулок на воде с приятелями.
Если место поклева располагается на малой дистанции, то скорость, обеспечиваемая двигателем, не имеет большого значения. Чтобы добраться до центра спокойного водоема и половить рыбу, можно использовать движок Honda, Mercury, Suzuki малой мощности.
Экономически более выгодно покупать легкий мотор, который расходует немного горючего. Подобный движок имеет невысокую цену, легко устанавливается и транспортируется.
Любителям прокатиться с ветерком либо на водных лыжах необходимы лодки особой конструкции. К ним потребуется покупать высокомощные, дорогие двигатели, расходующие много горючего.
Выбор мощности
В техническом паспорте судна прописывается максимум мощности, которую может иметь движок. Нельзя использовать силовой агрегат, который будет иметь мощность, превышающую данный лимит.
Если вы планируете неспешно передвигаться по водоему, можете купить движок с любыми мощностными показателями. По этой причине рыболовы часто приобретают двигатели мощностью 2−5 л. с. Этого хватает для замены весел мотором, обеспечивающим тихий ход лодке с парой людей на борту.
Если вы желаете передвигаться по воде на большой скорости, покупайте высокомощный силовой агрегат. В особенности это актуально, если вы намереваетесь выходить на глиссирование. Необходимая мощность зависима от конструктивных особенностей судна, общей массы лодки с движком, оснащением и пассажирами.
Глиссирование — это быстрое перемещение судна, при котором корпус не разрезает воду, а выполняет скольжение по глади водоема. Основной признак глиссирования — поднятый кверху нос судна.
Существует несложная формула, по которой можно определить мощностные показатели движка, необходимые для глиссирования. Требуется рассчитать вес судна, снаряжения, людей на борту, приблизительную массу движка. Для выхода на глиссер должна быть соблюдена пропорция: на 110 кг веса нужно 5 л. с. мощности. Если данная пропорция соблюдается, значит, судно может глиссировать по воде.
Юридические тонкости
Если вы поставите на собственное судно движок мощнее 10 л. с., то понадобится проходить регистрацию в ГИМС, оформлять права на управление, периодически выполнять технический осмотр. Это одна из причин, по которым рыболовы предпочитают не приобретать высокомощные агрегаты. 9 л. с. достаточно для развития скорости в 10 км/ч.
Регистрации в ГИМС не получится избежать у тех, кто желает кататься на скорости. Сюда относятся любители выхода в глиссер, которым требуется движок мощностью хотя бы 15 л. с.
Число тактов
К плюсам двухтактников причисляются небольшая стоимость, низкая масса, отсутствие необходимости в особом техобслуживании. Если вы хотя бы немного разбираетесь в автомеханике, то без проблем научитесь самостоятельному ремонту двигателя.
Двухтактники оптимальны для продолжительных нагрузок в жестких условиях, не особо требовательны к топливу.
Из недостатков стоит отметить повышенную шумность при эксплуатации агрегата. Кроме того, двухтактники потребляют много топлива, так как около 25 процентов горючего попросту не сгорает. Еще минус — токсичные выхлопы, продуцируемые двухтактным агрегатом в больших количествах. Для уменьшения их количества необходимо смешивать топливо и масляную жидкость.
Четырехтактники создают гораздо меньше шума при эксплуатации, чем двухтактники. Владелец судна реже заливает горючее, так как оно сгорает в моторе полностью. Силовой агрегат продуцирует малое количество выхлопов, также не требуется делать смесь, масляная жидкость заливается отдельно от топлива.
Главный недостаток — стоимость. Четырехтактные движки стоят примерно на 15 процентов дороже, чем двухтактники.
Провести ремонт четырехтактника своими руками возможно, но достаточно сложно. Для ремонта определенных моделей двигателей необходимо выполнять компьютерную диагностику.
Также четырехтактные агрегаты больше весят. К примеру, двухтактный «Меркури М. Е. 5 М» имеет вес 20 кг, тогда как четырехтактный «Меркури М. Е. Ф5 М» — 25.
Вес движка
Выбирая лодочный двигатель, необходимо учитывать его массу. От веса агрегата зависит способ его транспортировки, монтажа, регулировки, хранения. Маломощные движки (от 2 до 3 л. с.) имеют массу до 20 кг. Один человек может сам выполнять их погрузку и выгрузку из авто, установку на судно. Движки помощнее (от 10 л. с.) имеют вес от 30 кг. Из-за этого транспортировать и устанавливать их нужно вдвоем.
Запуск и управление лодочным мотором
Системы запуска и управления определяют комфорт использования и стоимость. Наиболее простые маломощные моторы имеют тросовый стартер и румпельную рукоятку. Пуск двигателя и управления выполняются только в ручном режиме.
Второй по сложности вариант — наличие электростартера и/или вынесенного пульта. Моторы отличаются легким пуском без усилий и удобным управлением за счет дистанционного переключения передач.
ПЛМ от известных производителей, например Honda, оснащаются многофункциональным румпелем. На его рукоятке расположены все кнопки и рычаги для переключения передач, подъема/опускания и панель с сигнализаторами.